11 сентября 2014

Максимова дача

Как добраться: от пл. Нахимова 12 автобусом до конечной. 
Любым автобусом до оcтановки “5 км”, оттуда 12 маршрутом до конечной.
Стоимость проезда: 8 -10 рублей.
Время работы: не ограничено.
Посещение: бесплатное.
Местоположение:

Севастопольцам этот ландшафтный парк хорошо знаком, а вот приезжие, как правило, спрашивают, кто такой Максим) И вы не знаете? Тогда давайте знакомиться!
Интересный топоним - “Максимова Дача”: два простых слова, и оба - ложь! Но обо всём по порядку.



Максимов Алексей Андреевич
 - подрядчик, голова и почетный 
гражданин Севастополя, меценат. 

Об Алексее Максимове известно не много: что он происходил из крепостных крестьян, работал на Николаевской верфи и выбился в десятники*, а потом, захватившись проектами застройки Севастополя, стал подрядчиком. Эта часть его жизни, начиная с женитьбы на АполЛинарии, дочки богатого купца первой гильдии, легко восстанавливается в исторической хронологии.

Женитьба Максимова не была браком по расчету, как могло вам показаться. Это было настоящее чувство, прошедшее проверку временем, расстоянием и родительскими запретами. Родители Аполлинарии были категорически против жениха такого низкого происхождения и, во избежание недоразумений, быстро подыскали дочери пару из её круга. Дело дошло до сватовства, но не тут-то было! Максимов уговорил возлюбленную сбежать из отчего дома, чтобы тайно принять венчание. Раздосадованным родителям ничего не оставалось, кроме как принять новоиспеченного зятя в семью, и даже выдать молодым приданное, взяв Максимова в семейное дело судостроения. После они никогда не жалели об этом. Алексей оказался очень старательным и хватким в работе, обеспечивая семье стабильный доход и развивая город.

Вскоре отец Аполлинарии получил крупный заказ на строительство Алексеевского дока в Севастополе. Он привлек к делу Максимова, доверив ему поставки материалов и контроль над ходом строительства. Процесс двигался быстро и слаженно, но вот старания молодого подрядчика остались незамеченными - вся слава досталась тестю. Тогда Максимов решил, что ему нужен свой проект с блекджеком и, что ему во что бы то ни стало нужно выйти из тени отца и построить что-то не менее стоящее.
Тут Максимову повезло - в Петербурге как раз проводили конкурс на лучший проект строительства Александровского дока и дворца главного командира Черноморского флота. Дело было за малым - найти архитектора. И снова судьба была благосклонна к старательному искателю: среди всех архитекторов Максимов познакомился с самым талантливым, тогда еще только помощником, - Валентином Фельдманом.

Валентин Фельдман - архитектор. 
Автор памятника затопленным кораблям,
здания Панорамы обороны Севастополя.
Небольшая разница интересов не помешала им сработаться. И, хотя Максимов проявлял больший интерес к строительству дока, а Фельдман - дворца, а может быть и благодаря этому, оба проекта выиграли конкурс и были отданы им на возведение. 

И тут начались трудности. Фельдман мало следил за ходом строительства, контролируя только проектную часть. А вот Максмов понимал, что денег на два проекта у него не хватит. Положение казалось безысходным: привлекать инвесторов не хотелось, ведь с ними нужно было бы делиться славой, а затягивать сроки было опасно. Тогда Максимов придумал небольшую хитрость по оптимизации расходов. Подсчитав стоимость инкерманского известняка, используемого для строительства, он пришел к выводу, что это слишком дорого. Цена его складывалась из работы и транспортных расходов. Чтобы уменьшить свои потери нужно было либо искать более дешёвую рабочую силу для каменоломен, либо найти известняк ближе. Именно тогда Максимов начал присматриваться к Хомутовской балке - огромным бесхозным залежам известняка. Он выкупил землю за небольшую сумму и втайне от горожан и власти добывал там известняк для своего строительства. Риск был оправдан экономией. Кроме того, снимая верхний каменистый слой известняка Максимов обнаружил под ним вполне пригодный для сада и виноградников чернозём.
По городу поползли слухи, что для строительства дворца используется некачественный камень, несущий опасность обвалов. И хотя Максимов понимал, что доказать его мошенничество никто бы не смог (внешне инкермановский и хомутовский известняк были идентичны), он начал волноваться.
Фельдман же о махинациях Максимова узнал только тогда, когда тот привез его в балку, сообщив, что ему нужно разбить здесь ландшафтный парк и создать проект поместья. Перед глазами архитектора раскинулся огромный карьер по добыче камня, оборудованный так, что добыча велась не в глубь, а горизонтально. Именно этот дальновидный подход к устройству карьера позволил аккуратно скрыть само его существование, замаскировав под тенистые парки и виноградники. Результат работы Фельдмана превзошёл все ожидания. Из каменоломни получился прекрасный парк с полуторатысячным растительным миром, прудами, фонтанами, беседками и хозпостройками.
Поместье Максимова было не просто живописным уголком рукотворной природы. Это была целая экосистема, обеспечивающая продуктами питания всех жителей Хомутовской балки и даже горожан. Кроме виноградарства и виноделия здесь производился мёд. Цветы в усадьбе цвели круглый год, что обеспечивало пчел постояной работой. Тут же разводились мясные породы животных и птиц. Значительную часть продуктов Максимов отдавал в детские дома и приюты, хотя потом беспризорники не будут настолько благородны с ним и его семьёй.

По версии Аркадия Чикинова план усадьбы выглядел примерно так:

(Карта и описания взяты с forum.sevastopol.info)
Подписи к рукописной схеме «Максимова дача»
(подготовлено А. Чикиным)
1. КПП воинской части, принадлежащей 1472 ВМКГ РФ (военно-морской госпиталь).
2. Руины дома А.А. Максимова, поднимающиеся в верховье балки.
3. «Капитанский мостик». Так называли эту небольшую пристройку к въездной дороге на усадьбу Максимовы. С неё на дорогу ведёт узкая каменная лестница. Собственно дорога вела к хутору С.Р. Лукомского. Ниже неё располагались виноградники и часть парка.
4. Вход в заваленное подземелье. Вероятно, в небольшой штольне находилась раздаточная вентильная группа (на входе была дверца).
5. Тропинка, ведущая к «Каретному двору». Она пересекает несколько искусственных террас (на них при Максимове рос виноградник, а сейчас дикая поросль) и выводит на поляну, где находятся соответствующие строения.
6. Туннель, через который в бассейн выходила родниковая вода. Существует косвенное свидетельство, что он соединялся с нижним крылом дома А.А. Максимова.
7. Вход в «глубокий» грот, из которого вытекает основной (в настоящее время) родник.
8.Смотровая площадка рядом с гротом (см. 7).
9. Место, где располагалось вентиляционное окно «глубокого» грота. В настоящее время присыпано грунтом.
10. Закрытый грот. Достаточно хорошо сохранился, но замусорен.
11. Дачный посёлок и лестница, ведущая к нему (построена в 2006 году).
12. Дорога, ведущая к дачному посёлку (в настоящее время) и на пр. Победы. При А.А. Максимове она вела к Английскому кладбищу. Это была главная транспортная магистраль, по которой вывозили камень из карьера и ездили на дачу Максимовы. Она сохранила историческую подпорную стенку.
13. Искусственный водоём № 1. В него первый впадает родник из «глубокого» грота. Водоём оборудован декоративным мостиком и лестницей, ведущий на его дно.
14.Искусственный водоём № 2. Через трубу в него поступает вода из водоёма № 1. В настоящее время он почти пересох, хотя в оригинале имел глубину около 3 метров. Вода из водоёма № 2 вытекает самотёком, по поверхности грунта, в прямоугольный водоём № 3. При Максимове она поступала через трубу, утопленную в грунте и имевшую раздаточную вентильную группу.
15. Поверхностный сток воды из водоёма № 2 в водоём № 3.
15а. Поверхностный сток из водоёма № 3 в низовье балки, что ведёт к её постепенному заболачиванию.
16. Первый этаж (каменный) Летнего (Охотничьего) домика.
17. Закрытый грот с камином и смотровой площадкой.
18. Автостоянка.
19. Могила военврача Долидзе
20. Закрытый грот.
21. Подземная потерна, предназначенная для хранения воды.
22. Полностью разрушенный, полуподземный, закрытый грот с лавочками.
23. Руины Арабского домика.
24. Братская могила более 200 защитников Севастополя второй обороны города (1941-1942).Они умерли от ран в медицинских учреждениях, базировавшихся на Максимовой даче.
25. Пересохший ручей в низовье Хомутовой балки. Он построен искусственно, был обложен камнем и вместе с водоёмами играл своеобразную роль терморегулятора, так как тянулся практически через всю территорию Максимовой дачи.
26. В данном направлении ручей заканчивался в районе «Каретного моста» (на схеме не показан).
27. На 80% руинированный декоративный мостик через ручей.
28. Могила С.С. Старинского.
29. Пчельник. К нему ведёт бетонная дорога (показана на схеме), без разрешения построенная в охранной зоне предпринимателем Джамалем
30.Мостик через ручей (разрушен полностью).
31. Канализация.
32. «Подземный» фонтан.
33. Открытый грот (разрушен на 90 %).
34. «Поющий» фонтан.
35. Вход в подземелье Северного склона балки
36. Тропинка с лестницей, ведущая в верховье Северного склона. На ней расположено несколько чаш-водоёмов и лавочек. Тропа пересекает все искусственные ярусы, выложенные на Северном склоне.
37. «Смотровая площадка». Она расположена на выложенном камнем высотой около 2 метров основании.
38. Часть «Верхнего парка».
39. Часть «Нижнего парка». На нём располагался зоосад.
40. Аллея с подпорной стеной.


После завершения строительства дока и дворца Максимов стал одним из самых состоятельных людей в городе. Немного погодя он был избран на должность городского головы, где искренне старался развивать и приумножать богатства Севастополя. Что примечательно, делал он это не только из государственной казны. Но кому-то в искренность дел Максимова не верилось, и по городу снова расползались завистливые слухи. А вскоре Максимова сняли с поста. Не помогло даже прошение к Столыпину. Для Максимова это стало большим ударом, а может, действительно, совесть была не чиста. Так или иначе, но в 1908 году Алексей Андреевич застрелился.

С этого момента его поместье постепенно приходит в упадок. Апполинария Сергеевна не способна содержать участок, с деньгами становится туго. Дочь приносит в подоле бастарда, а горожане продолжают злопыхательствовать. Продать дом не выходит, и семья Максимова погрязает в долгах и неурядицах. А тем временем разгорается Первая мировая, а потом и революция.

Советский период
Конечно же поместье было экспроприированно большевиками. И, поскольку всё самое лучшее шло нуждавшимся, в нём организовали приют для беспризорников. Именно благодаря этим маленьким остапам и появились легенды про несметные богатства Максимова, прикопанные где-то на обширной территории и обманчивое восприятие фамилии владельца, как имени.
Никаких сокровищ там небыло, а вот, что действительно было - так это расстрелы. По свидетельствам “красных” и очевидцев сюда свозили белогвардейцев, по-быстрому сводя с ними счеты из холодных пулемётных орудий. Пишут даже, что и сына Максимова расстреляли здесь. Какая горькая ирония судьбы: он так рвался из отчего дома, гонимый мечтами о славе и лёгкой жизни, и встретил здесь грубую смерть от руки необразованных масс.

С приютом незаладилось. Не то беспризорникам нравилось жить по своему усмотрению, не то содержать их стало в тягость, но так или иначе на территории поместья открыли коммуну  с сельхоз уклоном “Безбожник”.

Великая Отечественная война и Максимова дача
Во время Второй мировой на Максимовой даче обустроили медсанбат, а после - госпиталь. Объяснялось это труднодоступностью места и множеством штолен и пещер, где можно было прятать раненых, а также большим количеством подсобных помещений. Но это не уберегло ни людей, ни поместье.
Возле госпиталя стояли два 130-миллимитровых крейсерских орудия, по которым постоянно наносили удары немцы. Но тогда еще спасали подземные ходы, вырытые под дачей еще при жизни Максимова. А вот когда здесь организовалась вторая линия фронта, проходившая практически по территории парка, уже не спасся никто. Захватившие госпиталь в июне 1942 немцы никого не пощадили, снова земля пополнялась братскими могилами. От природного и архитектурного великолепия остались крохи.
Как напоминание о страшных днях обороны на Максимовой даче остались братские могилы, отмеченные надгробиями, воронки от снарядов и могила врача А. Г. Долидзе.
Подробнее о роли Максимовой даче в период обороны Севастополя можно почитать здесь http://www.prichal145.com/article.php?id=666

Современность

Долгое время после войны усадьба пустовала. Часть ее территории занята помещениями ЧФ. Остальное же находится в запустении.

Это странное и жуткое место поражает своей красотой. Несмотря на страшные разрушения и небывалое количество смертей и тайн на квадратный метр, здесь приятно находиться. Здесь всё еще есть та лёгкость, которую, должно быть, закладывал в очертания парка Фельдман. Здесь всё пропитано мистическим духом древнегреческих саг, и героизмом белых и красных офицеров, мужеством севастопольцев. Здесь обязательно нужно побывать. Прихватив с собой карту и посвятив день поискам “графских сокровищ”.

_________________________________________________
*Десятник - старший над группой рабочих

2 комментария:

  1. Судя по всему был энтузиастом, за это наверно и поплатился. Жаль, что так все закончилось, а вообще очень интересно там погулять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно да. Хотя мне кажется, что хитрец он)) А вот погулять можно. Жду с нетерпением.

      Удалить